Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока русского языка в 6 классе

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Башинская Оксана Викторовна
Цели: активизировать работу учащихся путём создания проблемной ситуации,
познакомить с художницей и её картинами,
подготовить к описанию картины «Утро»,
развивать умение работать в группах, в парах,
развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать изученный материал,
воспитывать интерес к русской живописи и художникам,
расширять кругозор учащихся.
Тип урока: урок развития речи 
Технология критического мышления 
Оборудование: презентация к уроку, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой, раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточки заданиями, стихотворениями, текстами, 
Используемая литература: Е.И. Никитина «Русская речь» изд-во ДРОФА-2006
Е.Н. Колокольцев «Развитие речи 5-7 классы» изд-во ДРОФА-2002

Ход урока 
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!" 
2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.
1) Чтение и анализ текста.
-Познакомьтесь с текстом, который лежит у вас на партах.
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. Русская природа - основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие. 
"Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника. Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. 
-О чём данный текст? Назовите известных вам художников и их картины.
2) Обзор картин известных художников (индивидуальная работа, презентацию готовят ученики)
(В помощь детям на слайдах презентации появляются картины, дети вспоминают их названия и художников : И.Левитан «Лето», «Золотая осень», В.Суриков «Боярыня Морозова», Г.Мясоедов «Страдная пора», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Поленов «Золотая осень», А.Маковский «Пейзаж с церковью», «Крестьянские дети», Б.Кустодиев «Зима», И.Грабарь «Февральская лазурь», В.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри» и другие.
-Что изображают на своих полотнах художники?
3)Словарная работа: натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов по словарю, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи) 
4)Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро».
-А как можно назвать эту картину? Почему? (предположения детей)
-У этой картины есть своя история.
Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Т.Н.Яблонская.
«Что бы ни изображал художник: человеческое лицо,
природу, предметы, окружающие нас,- он всегда
рассказывает о жизни, о каком-то её мгновении.
“Остановись, мгновение!”- приказал времени художник
и красками на холсте запечатлел то, что увидел». 
- Сформулируйте тему нашего урока, цели. (Учитель фиксирует на доске, а дети – в тетради.)
5) Знакомство с художницей и её творчеством (презентация  - слайды 4,5,6).
Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна училась в Киевском художественном институте. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась.
Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949). В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. 
6) Показ репродукций нескольких картин художницы (презентация) 
В 1967 году появилось полотно “Лето”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Родной край, украинская природа, смеющиеся дети – всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу.
А сейчас посмотрите на картину “Простудились”, созданную в 1955 году.
Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело. 
2. Смысловая стадия. Стадия размышления (формулировка авторской позиции)
1)Работа  по сбору материала.(Презентация- слайд 7)
- А теперь мы будем говорить о картине «Утро». Она была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях: Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!
( из воспоминаний Елены Яблонской)
Какая основная мысль на этой картине?(отвечают).
Что мы видим на переднем плане?
 (Девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света) .
Физкультминутка.
(Презентация –слайд8)
-Пожалуйста, опишите девочку. (У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.) 
-Итак, на переднем плане картины - счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива? А как вы это поняли? (По окружающей ее обстановке. Всё в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.
( Презентация –слайд 9)
-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.) 
- А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой. (Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.) 
- А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме.

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. ) 
- Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)
Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)
- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.
Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.
- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? К чему призывает художница?(презентация ,слайд10)Какова идея картины? (Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.) 
3. Стадия рефлексии.
1) Работа над планом сочинения. (Работа в группах)
- После детального изучения картины мы переходим к следующему этапу в подготовке к написанию сочинения. Что может помочь вам написать сочинение? (План)
(Два ученика записывают на плакатах предложения группы. Затем коллективно обсуждаются предложенные планы. Выбирается более перспективный для работы над сочинением. Записывается в тетрадь)
План
I. Т.Н.Яблонская – известная художница.
II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.
1.Утро в городской квартире
а) чудесная погода за окном
б) уютная комната
в) жизнерадостная, счастливая девочка
2.Почему картина имеет такое название?
3.Какие краски преобладают на полотне?
III. Радостно на сердце!
План
1. Художник Т.Н.Яблонская.
2. Солнечное утро.
3. Комната.
4. Девочка, делающая зарядку.
5. Какие чувства вызывает картина “Утро”.
4.Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.
1)Работа с синонимами.
Яблонская Т.Н. 
Девочка 

Изобразила 
Татьяна Ниловна 
она 

показала 
Художник  хозяйка комнаты  передала 
мастер кисти 
школьница 

нарисовала 
автор картины 
пионерка 

запечатлела 
живописец 

 

создала 


 


 
написала 
2)Работа в парах.
-Вспомним, как пишутся некоторые словарные слова, без которых не обойтись при написании сочинения. Проверьте правильность написания слов. Рядом со словом ставьте «+», если вы уверены в правильности, «-» - если в слове допущена ошибка и «?» - если не уверены.
Аккуратный , стройный,  карниз, кашпо, эстамп, резеда, находиться ,стоять в центре, посередине, напротив, налево, вверху, внизу
Проверка: Какие возникли споры и разногласия? (Работа со словарём или со слайдом презентации)
3)Работа над возможными лексическими ошибками.
-Прослушайте шутливое стихотворение Матвеева. Чем же оно для нас интересно с точки зрения русского языка?
«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет! 
(Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными. 
Если мы подберём к этим словам антонимы, то увидим, что их значения действительно различны: надеть — снять, одеть — раздеть. 
Девочка одета в… 
На девочке надеты… 
2)Работа над вступлением и заключение сочинения.
Возможное начало сочинения. Заполните пропуски.
Т.Н. Яблонская – ______________ живописец. На своих полотнах она _____________ простых людей, любит писать детей. В своих ___________ художница предстает человеком, который ______________ жизнь, умеет увидеть прекрасное в ___________. 
Возможное заключение. 
Мне очень ______________ работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту ____________, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о__________, и сразу как-то ____________ становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» 
Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. 
Возможное заключение. 
Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» 
3)Редактирование текста.
Вариант 1: Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки со столом и кроватью. На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом. На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма. На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась. На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа. Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.
Вариант 2: Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена девочка с комнатой, в комнате стол и кровать.
В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.
На переднем плане картины стол с только что принесенным завтраком.
На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Она худощавая и высокая. На спинке стула висит пионерский галстук и лежит школьная форма. Рядом с девочкой изображен стул.
На заднем плане была изображена стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. 
5. Подведение итогов
Вспомним тему нашего урока. Какие мы ставили перед собой цели?
Достигли ли вы поставленной перед собой цели? 
6. Домашнее задание
Написать сочинение, используя планы и материалы к уроку. 
7. Заключительное слово учителя
Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны. 
На карточках у вас есть стихи великих русских поэтов. Каким стихотворением вам бы хотелось закончить наш сегодняшний урок? (зачитывают) 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»